Иногда в процессе расследования перед следователем возникает задача изобличить во лжи как свидетеля или потерпевшего, так и подозреваемого либо обвиняемого. Допрашиваемый может давать ложные показания как в своих интересах, так и в ущерб им (например, при самооговоре).?
Представляю вашему вниманию очень годный материал по теме допроса. Человек, прочитавший эту статью сможет хоть чуть представлять, что его ждёт на допросе. Рекомендую к прочтению… мы же в России живем.
Допрос.
Рассмотрим основные приемы следственной тактики при изобличении
подозреваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний.
Убеждение.
Этот прием заключается в обращении следователя к здравому смыслу допрашиваемого, побуждении его к раскаянию и чистосердечному признанию
путем разъяснения как вредных последствий запирательства и лжи, так и
благоприятных последствий признания своей вины и активного содействия
расследованию совершенного преступления, а также преступлений прошлых лет,
оставшихся нераскрытыми.
Использование положительных свойств личностидопрашиваемого.
Обращение следователя к положительным качествам собеседника во многих
случаях приносит пользу. Каждому человеку свойственно стремление к
самоуважению, и поэтому, апеллируя к честности, порядочности допрашиваемого, к его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, среди товарищей, его личному и социальному статусу, его можно убедить быть откровенным, правдивым.
Выжидание.
Этот прием применяется к лицам, у которых происходит борьба мотивов, один из
которых побуждает к даче ложных показаний или отказу от дачи показаний, а
другой — к признанию своей вины, раскаянию в содеянном. Такая борьба мотивов
не затухает и может проявиться достаточно сильно при умелом тактическом
воздействии следователя и в процессе допроса. Учитывая колебания допрашиваемого, следователь, сообщая определенные сведения, умышленно
«закладывает» в его сознание такую информацию, которая должна обеспечить
победу позитивных мотивов, и затем делает перерыв в допросе, выжидая, когда
допрашиваемый сам откажется от мотивов, побуждающих его к даче ложных
показаний.
Допущение легенды.
Нередко следователь, зная либо догадываясь о том, что подозреваемый или
обвиняемый дает ложные показания — легенду, предоставляет ему возможность
изложить ее. Вступив в своего рода игру с допрашиваемым, он исходит из
намерения выудить у того как можно больше деталей, конкретики, подробностей и
как можно точнее и обстоятельнее зафиксировать рассказ в протоколе допросов.
Дав возможность допрашиваемому высказать все, что ему вздумается, следователь предъявляет весомые доказательства, опровергающие, развенчивающие легенду. Застигнутый врасплох и не подготовленный к созданию новой лжи, допрашиваемый может дать правдивые показания.
Внезапность.
Данный прием заключается в неожиданном для допрашиваемого решении
следователя провести после допроса то или иное следственное действие, в то
время как допрашиваемый, убежденный в неосведомленности следователя о тех
или иных обстоятельствах дела, считает это действие невозможным. Например,
следователь заявляет обвиняемому, дающему ложные показания, о намерении
провести очную ставку с лицом, которого, по мнению допрашиваемого, уже нет в
живых.
Разновидностью использования фактора внезапности на допросе является такой
распространенный прием изобличения, как неожиданное предъявление
доказательств.
Последовательность.
Этот прием по своему характеру противоположен предыдущему. Считается, что
иногда бывает целесообразно предъявлять доказательства последовательно (по
примеру нарастания доказательной силы) и систематически, подробно
останавливаясь на каждом из них, чтобы дать обвиняемому «прочувствовать» всю
силу отдельного доказательства и всего их комплекса. Вообще в следственной
тактике существует целый арсенал приемов предъявления доказательств:
-Раздельное предъявление различных доказательств в той или иной
последовательности;
-Одновременное предъявление всех имеющихся доказательств;
-Предъявление вначале косвенных, а затем прямых доказательств;
-Внезапное предъявление доказательства (о чем речь шла выше);
-Предъявление доказательств по нарастающей их весомости;
-Предъявление комплекса доказательств после предварительного сообщения
обвиняемому о наличии доказательств, их перечисления с указанием источников
их происхождения (либо без указания);
-Предъявление доказательств как бы невзначай, между делом;
-Предоставление обвиняемому возможности самому изучить доказательство и
оценить степень его убедительности;
-Фиксация внимания на отдельных признаках доказательства;
-Сопровождение процесса предъявления доказательства пояснением механизма
его образования, обстоятельств его обнаружения;
-Предъявление доказательств с демонстрацией возможности технико-криминалистических средств по выявлению и расшифровке скрытой информации, содержащейся в этом источнике.
Снятие напряжения.
Нередко во время допроса обвиняемый не отказывается от разговора, но и не
может его вести, так как чувствует себя скованным, чрезмерно напряженным. В
этом случае следователь, воздействуя на допрашиваемого определенным образом, иногда только интонациями голоса, отдельными фразами старается снять эту напряженность. Успешное снятие напряжения довольно часто влечет за собой откровенное признание. Облегчение, наступившее после снятия напряжения,
вызывает у допрашиваемого стремление «излиться в беседе», «поговорить по
душам».
Использование «слабых мест» личности обвиняемого.
Под «слабым местом» личности следует понимать такие ее особенности,
используя которые можно добиться правильных, правдивых показаний на допросе. «Слабым местом» допрашиваемого может быть склонность к меланхолическим переживаниям, вспыльчивость, тщеславие и т.д. Так, в запальчивости и гневе обвиняемый расскажет то, чего не высказал бы в обычном состоянии (например, выдаст своих соучастников). В то же время следственная этика запрещает апеллировать к низменным качествам допрашиваемого (жадность, стяжание и др.).
Инерция.
Это своеобразный прием, суть которого сводится к тому, что следователь, беседуя
с обвиняемым, незаметно переводит разговор из сферы отвлеченного, постороннего разговора в сферу разговора по существу. При этом обвиняемый,
говоря о «постороннем», «по инерции» проговаривается о том, о чем не хотел бы
говорить. Для получения большего эффекта необходимо более часто осуществлять
такие переходы от одного предмета беседы к другому.
Отвлечение внимания.
Обвиняемый всегда чутко и пристально следит за ходом допроса с целью уловить,
что для следователя важно и что представляется ему второстепенным. В связи с
этим допрашиваемый стремится сосредоточить свое внимание на чем-то одном, по его мнению, главном. «Учитывая это обстоятельство, — отмечают Л.Б.Филонов и
В.И.Давыдов, — следователи искусственно переводят внимание допрашиваемого на участки, не имеющие первенствующего значения, и тем самым отвлекают его
внимание от более важных участков. Все это предпринимается в расчете на то, что
допрашиваемый будет относиться с меньшей осторожностью, небрежнее к тем
обстоятельствам, о которых следователю было бы желательно получить более
детальную информацию’».
Создание впечатления хорошей осведомленности следователя.
Суть этого приема заключается в том, что следователь, не обманывая допрашиваемого, в то же время убеждает его в своей осведомленности. Это может
достигаться, во-первых, умением вести себя определенным образом, во-вторых, с
помощью достоверной информации, в то время как обвиняемый не предполагает,
что это за сведения (отдельные детали биографии, факты из дела и т.д.). В
результате у допрашиваемого создается впечатление, что следователь знает не
только отдельные подробности дела, но и все остальное. Это в итоге может
заставить обвиняемого прекратить запирательство.
Создание «незаполненности».
Этот прием применяется в тех случаях, когда при отсутствии достаточного
количества доказательств следователь ведет свои рассуждения, опираясь на ряд
достоверных фактов. Он только показывает обвиняемому «незаполненные» места в деле. В то же время, рисуя в основном достаточно ясную и полную картину
события, он вместе с допрашиваемым прослеживает логику отдельных фактов и
предлагает ему заполнить неясные места. Эти незаполненные места и неясности,
отмеченные следователем, вызывают у допрашиваемого беспокойство и
естественную потребность освободиться от нелогичности, привести все сказанное
в соответствие с логикой.
Форсированный темп допроса.
Этот прием состоит в том, что следователь, используя активную позицию, берет
инициативу в свои руки и опережает мысль «противника» заранее заготовленными
ходами в форме вопросов или суждений. При высоком темпе подачи вопросов
допрашиваемый, приняв этот темп, окажется не в состоянии тщательно обдумывать и «растягивать» ответ.
Разберём допрос, если вас вызывают в качестве подозреваемого.
Если вызывает следователь МВД (а равно СКР или ФСБ РФ), значит в 90% случаев
уже возбуждено уголовное дело. Если приглашает оперработник, значит, пока еще
уголовного дела нет. Идет доследственная проверка. Но идти по вызову надо,
независимо от того, в какой форме вас вызывают устно или повесткой. И в любом
случае прийти лучше со своим адвокатом по уголовным делам.
Задержание на улице.
В случае, если вас внезапно задержали на улице или еще где-то вне дома и везут в
СК на допрос, требуйте права оповестить адвоката, или родителей (если вы несовершеннолетний), или правозащитников (если у вас адвоката нет, они вам его
предоставят).
Итак, перед вами следователь, который прекрасно знает что такое допрос. Он их
провёл уже сотни и у него уже припасены свои козыри. Если на допросе 2 и более
следователей — вы для них «очень интересная личность».
Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов — это закон. Если
допрос идёт долго (более 4 часов) — вы очень интересный человек и на вас
пытаются что-то найти именно на допросе (других улик нет).
На все вопросы и разговоры про жизнь отвечайте односложно. Желательно даже
одним словом. Не развязывайте себе язык лишний раз. Чем больше слов на
допросе произносит обвиняемый, тем проще ему в итоге запутаться. Верить
следователю, а тем более, соглашаться на «сотрудничество» с ним ни при каких
обстоятельствах нельзя. Следователь будет пытаться вас поймать на тонкостях и
деталях. Может 2-3 раза спросить одно и тоже.
Если вопрос ввёл вас в растерянность, это может привести только к усилению
психологической атаки. Могут просто сказать: «Мы знаем, что ты тут случайный
человек. Виноват твой приятель. Он уже во всем признался. Расскажешь все о нем и пойдешь домой». В результате в деле возникает организованная преступная группа.
Фраза «И пойдёшь домой» или «Отпустим» — основная. Не отпустит вас никто, даже
если сознаетесь. Смотрите на поведение следователя, если вы видите что он
нервничает, например повышает на вас голос, угрожает долгим сроком и в этом
духе, значит скорее всего не чего у них на вас нету.
Липовые улики — следователь конечно же на словах вам расскажет об уликах против вас. Если этих улик нет у него под руками — скорее всего это просто слова.
На что следует обратить внимание.
Безусловно, самое главное, – точность записи в протоколе ваших слов. В
последующем оспорить их будет фактически нереально. НЕ БОЙТЕСЬ сказать
следователю, что он не четко и некорректно сформулировал какую-либо Вашу
мысль, и попросить исправить это в протоколе. В случае, если следователь этого не сделает, помните о том, что у Вас есть законное право – в конце протокола допроса, там, где у вас будут просить написать фразу «С моих слов записано верно, мною прочитано», до указанной фразы, собственноручно дописать все, что Вы
посчитаете нужным, либо там же письменно указать, в какой части Ваши показания сформулированы нечетко.
Обратите внимание на даты и время — запишите время допроса. Если он шел
больше 8 часов — это процессуальное нарушение. Ни в коем случае не подписывайте протокол об отказе от защитника. По новому УПК, от признательных
показаний, если они были даны без адвоката, человек может отказаться в суде. Не
подписывайте протокол с пустыми графами — можете сами сделать чёрточки в них
ручкой.
Общее положение: через 10 дней с того момента, как вас допросили, вам обязаны
предъявить обвинение; если обвинение не предъявлено, мера пресечения,
избранная в отношении вас, автоматически отменяется
В определённых случаях, может быть, что у следствия на вас ничего нет, поэтому
стоит запомнить что, молчание-золото?.
Спасибо за внимание!
Не считаю вранье абсолютным грехом, а честность самым важным, с темой в целом согласна. Но когда понимаю, что мне врут — не люблю, очень хочется разоблачить ) Типа, что меня, за дуру принимают? )
Общалась со знакомой, она любит рассказывать как она правильно живет и какая героиня, как ей тяжело. Я раньше как занудство воспринимала, а теперь думаю, что это во многом ее фантазии о себе. Еще, она пропустила мой звонок — так пишет, что спать пошла «в восемь вечера». Это 99% вранье. Так я не злюсь, пропустила мой звонок ну и ок, не вопрос, но зачем мне голову всякой чушью морочить? В общем, на безобидное вранье как бы и обижаюсь.
Сама в некоторых ситуациях вру, но не несколько раз в день точно. Думаю, что реже, чем раз в день. Может, раз в неделю. «Ложь во спасение» практически не применяю, я довольно прямой человек.
05.01.2022 23:38:40, Аня-лэ
Невозможно прожить жизнь никому никогда не соврав. Мы часто врем, совершенно этого не замечая.
«Мама, суп очень вкусный»
«Не смогу прийти к тебе на день рождения, записан к врачу» (а не хочу просто)
«Конечно, твоя мама на этой юношеской фотке просто красавица!» (На самом деле не особо)
Ложь бывает очень разная, каждый конкретный случай надо рассматривать прицельно.
В случае с собакой ложь не приносит девочке никакой выгоды, значит сравнивать такую ложь с воровством некорректно.
05.01.2022 23:19:09, Пани Керша
> «Мама, суп очень вкусный»
«Не смогу прийти к тебе на день рождения, записан к врачу» (а не хочу просто)
«Конечно, твоя мама на этой юношеской фотке просто красавица!» (На самом деле не особо)
Так — не вру ) Не потому что гонюсь за честностью, просто не нравится, да и не умею — «правда лезет наружу во всех положениях». Про суп скажу, если спросят, либо что «эээ ничего так» (это я с возрастом стала бережнее к чувствам людей относиться), или даже так: «нуу… мне не очень нравится». И так далее. У меня противоположная крайность: даже если суп мне нравится, и то сложно похвалить, начинаю думать — а может, не очень? В последние годы поняла, что мне это сильно мешает, что не хвалю других.
05.01.2022 23:47:49, Аня-лэ
Вот радостно, что мужья не страдают излишним правдолюбием…
А то бы не было их ежедневное » красавица» и тому подобное в течении 25 лет брака)
06.01.2022 08:56:27, птичка певчая
Не всем женщинам это нужно, не все любят ушами (меня такое бесит, например, ибо ощущение что меня за дебила держат)
06.01.2022 22:01:29, Natalya d’*
Странно, мне кажется уж искренне похвалить другого за дело — что может быть приятнее? В чем сомнения?
05.01.2022 23:59:21, Пани Керша
Одну выгоду приносит — сьэкономленное на объяснениях время.
Мне почему то кажется мама ее заставляет с папой говорить, сама она не хочет, поэтому ее цель — отвечать как можно более односложно чтоб как можно быстрее покончить с этой неприятной обязаловкой.
05.01.2022 23:46:24, Natalya d’*
правда — это правда . враньё — это враньё . врать — это говорить неправду . например — ходили в кафе с кем-то , а сказали — ездили к маме . для меня враньё — это дискомфорт . это же потом всю жизнь надо помнить , чтобы потом не проколоться . не понимаю людей , которые почти постоянно врут . как правило , это через какое-то время всплывает . если твоя правда кого-то сильно заденет — просто промолчи . вот такое у меня отношение ко вранью . не уважаю врущих .
05.01.2022 22:56:01, Космос
Я вообще не понимаю, что есть правда, что есть ложь. Для меня это как право/лево — существует только относительно угла зрения
05.01.2022 21:29:54, Лось-Анджелес
Мне «нравится» позиция- я не вру, я недоговариваю. И от этого недоговора смысл всей правды вообще напрочь меняется.
Не умею и не люблю врать, не могу общаться с врунами
05.01.2022 17:06:36, Sunny Wine
А когда правду-матку режут к месту и не к месту?
05.01.2022 19:00:25, жираф Анатолий
когда не к месту — это нетактично ))
05.01.2022 22:57:15, Космос
Если человек не чувствует ситуацию и несёт правду матку гле надо и где не нажо, это не прямолинейность, это глупость.
05.01.2022 21:08:58, РоМашкус
Это неумение помолчать
05.01.2022 19:38:00, Natalya d’*
Не к месту не надо. Ещё ведь есть такт. Тут вот и приходится лавировать.
05.01.2022 19:06:24, Sunny Wine
Я терпеть не могу, когда мне врут, и стараюсь не врать сама. Ну, бывает, конечно. На работе, например, почему я не могу остаться на совещание. Обычно не более того. Что касается сына, здесь работа в двух направлениях — 1) создание условий, что правду сказать не страшно в любом случае. Помочь я смогу только зная правду. 2) жесткое наказание за преднамеренную ложь. Гайки были закручены практически с младенчества.
05.01.2022 15:23:53, PigletSPb
А как отслеживать ложь? Лишили ребёнка общения с другими, только в своём присутствии, слежка, скрытая съёмка?
05.01.2022 19:02:00, жираф Анатолий
Наверное я не совсем правильно выразилась. Ребёнку не разрешается врать родителям. То, что он говорит кому-то другому, я отвечать не могу. Да и контролировать тоже. У нас дома политика такова, что врать близким людям это подло и гадко. Остальным просто нехорошо. :):):):):):)
05.01.2022 20:20:41, PigletSPb
Не люблю задавать лишних вопросов в ожидании правдивых признательных показаний.
И сама ни перед кем не считаю нужным отчитываться с клятвами говорить только правду.
05.01.2022 15:07:40, NLU
Вот, прекрасная позиция!!!
05.01.2022 16:06:41, хухра-мухра
Я предпочитаю чтоб мне отвечали «не скажу» когда не хотят говорить правду.
Тех кого поймала на вранье перестаю слушать, сама никакие вопросы не задаю, если сам что то вещает, просто не слушаю.
Сама вру когда мне это выгодно, по работе и т п, домашним не вру ибо незачем. Даже про ДМ детям не вру.
05.01.2022 14:48:23, Natalya d’*
Вранье зависит от многих причин. Имхо. И это не только страх перед тем кому врешь. Это и страх принятия ситуации. Если брать тему ниже то девочка может врать из-за неприятия смерти собаки. Или еще туча причин, не имеющих никакого отношения к страху перед отцом. И надо разбираться в причинах, а не просто устраивать разборки.
Бывают и люди такие, не могут не врать. Куча разного.
Вранье не люблю, но и таких кто реально не врет никогда не встречала. Часто такой позицией прикрывают банальное хамство и нежелание напрягаться в выстраивании отношений с окружающими.
И только себя я не виню когда случается вранье. И если глобально — на дежурный вопрос как дела каждый первый обычно врет. И все об этом знают и всех это устраивает )))
Бывает и во благо. Мы вот в семье уверены что смена школы была во благо. Сейчас и сын так думает. Сдать экзамены его убедили обманом.
05.01.2022 14:13:57, Иришка-Мартышка
Враньё — оно такое разное… вот хотя бы про Деда мороза и подарки.
05.01.2022 14:04:44, Mira
ну уж нет . про деда Мороза — это фантазия , игра . там такие легенды придумываешь . короче — сказка . это вообще враньём не считаю .
05.01.2022 23:02:43, Космос
Тогда нужно четкое определение вранья)
А то так про многое можно сказать — враньем не считаю)))
05.01.2022 23:24:54, Пани Керша
а потому и не считаю . до меня кто-то придумал этого деда Мороза . я к этой придумке никакого отношения не имею . в д/саду дед Мороз . дочка и внучка меня про него никогда не спрашивали . подарки под ёлку клала . утром дочка , потом и внучка сразу бегут .. радуются . ничего плохого здесь не вижу . мультики они смотрели классные с участием деда Мороза . т.ч. дальше их фантазия . я могла только подыграть . вот это подыгрывание не считаю враньём . вместе фантазировали . у меня детки верили в чудеса «забесплатно» . ничего у ДМ не просили . просто радовались
05.01.2022 23:34:33, Космос
Зачем врать про дела мороза? Потом из кожи вон все лезут, дети упорно делают вид что не знают что его не существует, а родители пытаются выполнить все хотелки своих детей.
05.01.2022 21:15:48, РоМашкус
И ещё классическое «Больно не будет» (ребёнку, перед визитом к врачу на прививки)
05.01.2022 14:08:06, Birke
никогда ребёнку не говорю — больно не будет . настраиваю , что надо . если спрашивает — а это больно , так и отвечаю — придётся немножко потерпеть . и никогда ни дочка , ни внучка никаких истерик не закатывали .
05.01.2022 23:07:18, Космос
так это и правда не больно. я вот стоматологам ни разу не верю, когда говорят, что больно не будет. говорю, что мне не то что боли не надо, мне вообще не нужны никакие ощущения, мол обезболивайте до полной нечувствительности.
ребенку, боящемуся уколов, вообще не важно что говорить, но правдивыми словами «это будет немножко больно» его точно не настроить на позитив.
05.01.2022 17:35:36, ALora
а вот это вранье натуральное. И имхо, порождает дальнейшие страхи перед врачами и больницами.
05.01.2022 16:39:57, УникаЛьнаЯ
согласна
05.01.2022 17:52:43, анонимус
А вот это я считаю враньём) А вот «комарик укусит» Уже и не вранье, вроде
05.01.2022 15:38:17, Mira
Тоже никогда не понимала зачем врать. Своим говорю «будет больно»
05.01.2022 14:54:02, Natalya d’*
Вот тут я против. Говорю больно но терпимо.
05.01.2022 14:17:02, Верная жена
А что про Деда Мороза? Мы сразу говорили, что есть такая сказка, согласно которой он приносит подарки. Дальше мы играли в эту сказку с детьми.
05.01.2022 14:07:31, Лиметт
Про Деда мороза забавное)
Сын знакомой, пятиклассник)), написал письмо Деду морозу)
Дорогой Дедушка мороз, я хочу на новый год обновить свой компьютер.
Далее — перечисление деталей с ссылками на интернет-магазин))))
Р.s. я тебе печенье с молоком оставлю))))
05.01.2022 23:29:39, Пани Керша
Тю… А к нашим дед Мороз приходил, настоящий! Причем для старшей долго — лет до 9-10?…
ЗЫ — кстати, она сказала, что поняла, что ДМ не настоящий, когда увидела у него на руке часы. Внимательнее нужно быть к созданию образа! Дети наблюдательные, оказывается
05.01.2022 18:48:51, УникаЛьнаЯ
Сразу- это когда? Первый НГ ребёнка?
05.01.2022 15:40:13, Mira
Я сразу как ребёнок задал вопрос. До его 3х он не задавал и мы не отмечали НГ, вообще, в 3 года пошёл в садик, ему там про ДМ рассказали, они пришёл мне рассказал, я ему «да, есть такая легенда, кто то верит, кто то нет , личное дело каждого»
05.01.2022 17:47:59, Natalya d’*
Не бедный, я не понимаю чем ребёнку подарки от ДМ интереснее подарков от мамы папы
05.01.2022 19:39:14, Natalya d’*
В этом и фишка, Вы не понимаете, а ребёнок рос без волшебства и чуда, а лишили его всего этого Вы, своим непониманием. Впрочем может ему и не нужно было, проверить уже не получится, поезд ушёл.
05.01.2022 21:04:32, жираф Анатолий
Я росла так же, но мне специально не говорили ничего, просто у лучшей маминой подруги муж был актером и на НГ зарабатывал дедом морозом, ну я с пелёнок сама и решила — некоторые родители зачем то (непонятно зачем) нанимают дядю Вову чтоб он перед их детьми изображал дед мороза. И вот эти дети верят там во всякую фигню.
При этом просто сказки любила читать.
А мои дети и сказки никогда не любили, как я не пыталась им читать, у них всегда было отвращение на книжки где животные разговаривают и т п
05.01.2022 22:45:18, Natalya d’*
Да, почему нет)
05.01.2022 17:10:26, Лиметт
А многие (и мы в том числе) не говорили что это сказка. Малышам не говорили, повзрослевшим детям уже говорили что если хочется верить в чудо то почему нет. Кому то ужас, но с младшим разговора в стиле «ДМ нет» до сих пор не было ))
Не, мы не убеждали, но и по сути вранье, если уж совсем к смыслу привязываться )))
05.01.2022 14:47:23, Иришка-Мартышка
малыши детсадовского возраста уже сами способны догадаться, что ДМ — это их переодетая воспитательница. у меня такое прозрение года в 3-4 было.
05.01.2022 15:05:37, ALora
У подругиной дочки в 16 лет челюсть отвисла, когда мама ей сказала, что подарки от Деда мороза делала она)
Предупреждая вопросы из серии » Девочка, наверное, УО?» говорю сразу — нет, не УО, успешно учится в Цюрихском университете, на сложном факультете. Диссертацию делает.
Просто верила в сказку.
05.01.2022 15:29:17, Birke
А само понятие сказки ей знакомо?
05.01.2022 17:11:42, Лиметт
Просто верила в сказку и не имела подруг в начальной школе.
05.01.2022 16:12:52, Natalya d’*
Вообще в школе. 16 лет это не начальная школа. Неужели никто ей ничего не говорил?
05.01.2022 16:15:19, Верная жена
После 10 лет дети эту тему уже закрыли и не обсуждают, а вот в начальной школе много обсуждают
05.01.2022 17:48:52, Natalya d’*
Я и в начальной школе не обсуждала, зачем бы мне это. Дед Мороз это факт, что его обсуждать?
05.01.2022 21:05:40, жираф Анатолий
точно )))
05.01.2022 23:11:55, Космос
А другие дети не обсуждали? Я помню как мы в 1м классе обсуждали, ко всем приставали — веришь или нет и смеялись над теми кто верит. У сына в классе так же, только не смеются, а, наоборот, кто не верит узнав что кто то верит начинают его убеждать что да, конечно, ты прав, это мы сейчас шутили когда говорили что ДМ нет.
Потому что у нас детям внушают что это плохо — смеяться над чужой верой.
Я своему тоже постоянно повторяю что верь не верь во что хошь но другим не мешай верить не верить во что они хотят.
05.01.2022 22:48:55, Natalya d’*
У моей подруги брат и в 15 лет говорил что верит в деда мороза и писал огромные списки подарков ему в письме. Мама с папой не знали что делать уже. Читали эти письма. Пытались купить ему что он хочет. И только сестра знала что он ни во что не верит. Просто таким образом получает что хочет.
05.01.2022 19:04:18, Верная жена
А почему сестра маме папе не настучала?
05.01.2022 22:49:20, Natalya d’*
:))
05.01.2022 15:42:49, ALora
Врать — напряжение, влияющее на качество жизни. Мне и так хватает напряжения. В целом нормой не считаю) Достаточно видела людей, у которых нет такой необходимости, спокойно получается быть тактичными и не врать при этом. Это же такая же чистота мыслей, как чистота тела, имхо. Своим детям говорю, не умеешь, так научись, первейшая задача!)
05.01.2022 14:01:59, Лиметт
Мне тоже пришлось научится. В детстве совсем не умела
05.01.2022 14:17:46, Верная жена
Так и мне пришлось, это был осознанный выбор, не лгать.
05.01.2022 14:41:48, Лиметт
Я наоборот не умела лгать
05.01.2022 16:15:45, Верная жена
А, вы наоборот учились, понятно) Я, как дети делают, уходила от ответственности, а потом подумала, а почему бы не строить свою жизнь так, чтобы эту ответственность полностью принимать за свои поступки?!)
05.01.2022 22:00:45, Лиметт
научись врать? те чтобы не было чистоты мыслей? или я вас опять не поняла?
05.01.2022 14:08:17, Шерлок
Научилась поступать так, чтобы не было необходимости врать.
05.01.2022 22:01:43, Лиметт
Говорить правду может только свободный человек. Тот, кто врёт, боится чего-то или кого-то, то есть искажает реальность словами в угоду другим или другому. Поэтому мне удобнее быть, а не казаться. Сына учу тому же. За мужа не решаю, он говорит то что считает нужным.
05.01.2022 13:51:52, Зимняя (р.пианистка)
вранье обычно это тупо часть физиологии
когда у человека в голове туман и он сам для себя не может установить истину, тогда и начинается лепилово, которое не заканчивается никогда.
05.01.2022 13:49:22, ландыш
Вот — вот! И я всегда учу избавляться от этого тумана детей, своих))
05.01.2022 13:53:50, Лиметт
Я почти всегда вру, когда нарушают личные границы бестактными вопросами. Не встаю в позу, не ругаюсь, просто вру.
Когда рожать планируешь, что с ногой, почему не пьёшь, почему не ешь хлеб, сколько стоит машина (какая марка). Да что угодно. Если не хочу откровенничать — просто вру.
Когда ногу подвернула и ходила в ортезе, только ленивый не спросил, что с ногой, вот я там отрывалась — и с парашютом прыгала и в пьяной драке сломала. Ну что поделаешь, если люди лезут не в свое дело, а ругаться не хочется.
05.01.2022 13:27:13, Фиолетта
Кроме врать и откровенничать есть ещё вариант «не хочу отвечать на этот вопрос»
05.01.2022 14:55:27, Natalya d’*
Это ещё больше вопросов вызывает.
05.01.2022 14:58:57, Фиолетта
Я ниже написала — таким я начинаю отвечать вопросом на вопрос. В моем окружении все сразу затыкаются.
05.01.2022 15:17:09, Natalya d’*
Да в таких случаях тоже полезнее соврать
05.01.2022 14:18:37, Верная жена
А нормально, искренне не ответить — Маша, на этот вопрос я не хочу отвечать ?
05.01.2022 13:53:00, Зимняя (р.пианистка)
Так люди продолжают лезть. Они же самые понимающие.
А самое ужасное когда такие люди сами додумывают почему не хочешь и в итоге получаешь обратную связь от совсем других людей, с которыми поделились твоими проблемами, о которых типа ты сама поделилась. Они же «все поняли»
Нафик-нафик, лучше соврать
05.01.2022 14:51:19, Иришка-Мартышка
Ага. Вы просто с такими бестактными людьми не встречались. Они с вас душу вынут
05.01.2022 14:19:07, Верная жена
Я сама так выну что мало не покажется. «что с ногой?» — не хочу говорить. «Нет, всё же, что с ногой?» — « а почему тебя это так интересует? А почему для тебя ответ «не хочу об этом говорить» не ответ? Что на эту тему думает твой психоаналитик? Как, у тебя нет психоаналитика? Заметно, очень заметно» и т п
05.01.2022 14:57:32, Natalya d’*
У нас почти ни у кого нет психоаналитика. А если есть то люди этого стыдятся
05.01.2022 16:17:15, Верная жена
У нас так же. Это никак мой ответ не меняет.
05.01.2022 17:49:36, Natalya d’*
а люди просто хотели высказать участие…
05.01.2022 13:29:12, Краевед
Участие подразумевает ОДИН вопрос, Фиолетта выше про людей кто настаивает на ответе, это уже не участие.
05.01.2022 15:18:14, Natalya d’*
Ага, бесят такие остроумные. Ты пытаешься быть дружелюбным, а тебе несут в ответ ерунду. Мне лично все равно, что у кого с ногой, спрашиваю исключительно из вежливости, а оказывается вторгаюсь в сугубо личное
05.01.2022 13:52:47, Ира Ка
«Что с ногой?» — «да, фигня, ничего смертельного»
Я обычно так отвечаю и второго вопроса мне не задают ибо первый был дежурным. Фиолетта про другое.
05.01.2022 15:19:21, Natalya d’*
Ну вот я не могу поверить, что посторонние не удовлетворены дежурным ответом на дежурный вопрос
05.01.2022 19:59:45, Ира Ка
Я могу, хотя сама давно таких не встречала.
Есть такие странные люди в природе….
05.01.2022 22:50:51, Natalya d’*
Не надо путать участие с бестактностью.
05.01.2022 13:38:07, Фиолетта
спрашивать про гинекологические проблемы — это бестактность, спросить что случилось с ногой — это нормальное человеческое общение.
05.01.2022 13:40:36, Краевед
И что, я должна выдать диагноз по запросу малознакомого человека? Рассказать ему, что произошло? Для меня это вторжение в личное.
05.01.2022 13:44:17, Фиолетта
«ногу подвернула», — это диагноз, предполагающий вторжение в личную жизнь?
05.01.2022 13:46:00, Краевед
А когда рожать планируешь? Хороший вопрос?
Я просто примеры привела.
05.01.2022 13:48:54, Фиолетта
«Когда рожать планируешь»- не знаю, вот ждала когда ты за меня всё распланируешь и мне доходчиво объяснишь — когда, как, зачем…..
05.01.2022 22:51:57, Natalya d’*
из всей серии вопросов, которую вы написали — это единственный бестактный вопрос. Все отсальное из серии «потрындеть».
05.01.2022 13:51:15, Краевед
Даже не бестактный, а типа потрындеть. Всегда можно сказать правду — что вопрос глубокий и неохота вдаваться. А можно потрындеть и разойтись довольными друг другом
05.01.2022 13:55:51, Зимняя (р.пианистка)
Значит, я не люблю трындеть с малознакомыми людьми о своём здоровье и материальном положении.
05.01.2022 13:54:00, Фиолетта
То что человеку врут, зависит не только от самого человека, но и от того кто врет. Человек просто не знает как _правильно_ сказать правду и выстроить правильно отношения. Вот и начинают врать, вроде во благо, но усугубляют ситуацию ещё больше. Особенно те кто не умеет врать красиво
05.01.2022 13:18:23, РоМашкус
и не вроде, а именно во благо. и отношения уже давным-давно выстроены прекрасным образом
05.01.2022 13:23:58, Шерлок
Во благо это сказать жене что суп вкусный, когла она его, например, пересолила. Больше не знаю какое вранье во благо. Можно не договариваться, не посвящать во все подробности, но врать-то зачем?
05.01.2022 13:45:09, РоМашкус
Вот и нет) сварят вам потом пять литров пересоленого супа)) Пострадаете из-за своей лжи))
05.01.2022 13:55:57, Лиметт
Ошибки бывают у каждого, может жена устала после тяжёлого дня и один раз пересолила. Совсем не значит что пересаливание войдёт в сисиему.
05.01.2022 17:56:55, РоМашкус
Ну как же — меньше знаешь, крепче спишь?))) Вот пусть спят покрепче окружающие))
05.01.2022 13:54:02, Ира Ка
во времена голода родители врали детям, что уже поели, отдавая им свои порции.
05.01.2022 13:48:14, Краевед
ой , я врала . курицу приготовлю . ножки ей а сама крылышки . она как-то спросила — а чего ты ножки не ешь , я ей ответила — не люблю . у курицы-то всего две ножки . а дочка малоежка была . я и рада — хоть ножки ест )) когда уж внучка родилась выяснилось , что люблю я ножки .
05.01.2022 23:23:15, Космос
Зачем врать? Дети слушаться должны, сказали ешь, значит ешь.
05.01.2022 13:53:10, РоМашкус
дети же не бесчувственные. но еще пока наивные бывают
05.01.2022 13:57:35, Шерлок
Ни кто не говорит что бесчувственные. Просто сказали есть, значит есть без вопросов.
05.01.2022 16:19:15, РоМашкус
почему без вопросов?
05.01.2022 16:25:16, Шерлок
Потому что вопросы выживания с маленькими детьми не обсуждают. Как родители делают, значит так надо. А вранье раскроется очень быстро и не в пользу родительского авторитета. Тем более сейчас никто не голодает. Вопрос про последний кусок не актуален.
05.01.2022 16:31:55, РоМашкус
но дети все равно задают вопросы
05.01.2022 17:52:07, Шерлок
На них можно тоже отвечать словами «не хочу отвечать на этот вопрос»
05.01.2022 22:52:46, Natalya d’*
Вы на все детские вопросы отвечаете враньем?
05.01.2022 17:55:22, РоМашкус
и коньяк я пить не перестала по утрам
05.01.2022 19:37:18, Шерлок
Приказ «Ешь или я расстроюсь/ разозлюсь» для не бесчувственных подойдёт
05.01.2022 15:08:32, Natalya d’*
голодная мама для небесчувственных тоже огорчительна. хоть она и не огорчается из-за непослушания
05.01.2022 15:19:07, Шерлок
Им не сказали что она голодная, но дали приказ есть и не огорчать.
05.01.2022 16:13:59, Natalya d’*
они сами спросили
05.01.2022 16:24:47, Шерлок
«Ешь и не задавай вопросы!»
05.01.2022 17:50:21, Natalya d’*
что значит «вроде как во благо»? Полно ситуаций, где это действительно объективно во благо. Я уже советовала здесь на эту тему китайский фильм: Прощание.
[ссылка-1]
05.01.2022 13:22:14, Краевед
Фильм не смотрела. Но не понимаю зачем врать во благо. Можно не договариваться, не посещать во что-то конкретно, придумывать вранье зачем?
05.01.2022 13:42:17, РоМашкус
то есть того кому надо врать, проще отрезать от жизни, дабы самому носить белое пальто? И где граница? Если это бабушка в маразме, считающая своего внука своим сыном, нужно каждый раз убеждать ее в обратном, или проще согласиться?
05.01.2022 13:44:52, Краевед
Можно ни то ни то, нас учили общаться с маразматиками когда ты их слова и не подтверждаешь и не споришь
05.01.2022 15:09:30, Natalya d’*
Бабушке в маразм пофиг на происходящее вокруг, она в своём мире. Речь про нормальных людей.
05.01.2022 13:51:00, РоМашкус
среди «нормальных» людей полно «условно нормальных», которые по некоторым вопросам не в состоянии с правдой обращаться.
05.01.2022 13:52:20, Краевед
Вот не знаю какой правдой не в состоянии общаться, раз не в состоянии значит не общаемся по этому поводу. Вот люди странные придумают себе кучу проблем и сочинают сказки. Да ещё под благоаидными предлогами, прикрывая свою несостоятельность.
05.01.2022 13:54:44, РоМашкус
ну вот я маме сказала, что поехала на работу и что у меня разъезды и совещания, чтобы не звонила. а сама в однодневный стационар поехала и вечером, как обычно, ей позвонила. в чем моя несостоятельность?
05.01.2022 14:02:26, Шерлок
Зачем врать про работу? Сказать «Мам я сегодня буду занята не звони, я сама позвоню как будет возмодность.» зачем вот эти все сочинения?
Да из одновневного стационара нельзя с мамой поговорить? Он в бункере?
05.01.2022 16:22:19, РоМашкус
потому что я каждый день хожу на работу. и мама логично тогда спросит — а что там такое эдакое на работе приключилось
05.01.2022 16:29:02, Шерлок
Какая проблема поговорить в стационаре по телефону? И какая проблема сказать что заняты и всё. Или маме ежедневно докладывается во сколько проснулись и чем завтракали?… О чем вообще по телефону столько можно разговаривать?
05.01.2022 17:53:57, РоМашкус
на операции под наркозом? да никаких проблем.
05.01.2022 19:38:15, Шерлок
У вас бьют тревогу на первый неотвеченный звонок?
05.01.2022 20:02:41, РоМашкус
у кого у вас? маме много лет и я лучше предотвращу возможные волнения
05.01.2022 20:28:21, Шерлок
Я б не причала к такому что по первому гудку поднимается трубка. Это может сыграть злую шутку. Не всегла есть возможность ответить и это нормально.
05.01.2022 20:38:07, РоМашкус
про первый и речи нет. и у меня мама не собачка, чтобы приучать или отучать
05.01.2022 20:55:18, Шерлок
Показано 137 комментариев из 307